Наказывать или не наказывать ребенка?
Разумный ответ на этот вопрос сводится к тому, что большинство хороших родителей время от времени вынуждены наказывать своих детей. Хотя случается, что родители успешно справляются с детьми, обходясь без наказаний.
Не будем забывать, что многие дети ведут себя безобразно. Одни из них терпят родительские наказания, других не наказывают. Поэтому нельзя безусловно утверждать, ни что наказание полезно, ни обратное. Все зависит от того, как родители представляют себе дисциплину.
Прежде чем продолжить разговор о наказании, зафиксируем важное обстоятельство: наказание никогда не является главным элементом, поддерживающим дисциплину, оно — лишь сильное дополнительное напоминание о том, насколько родитель уверен в своей правоте.
Главный источник дисциплинированности — жизнь в любящей семье, где ребенок чувствует, что его любят, и учится отвечать взаимностью. Нам хочется быть добрыми и покладистыми (чаще всего), потому что люди нам нравятся и мы хотим понравиться им. Ребенок постепенно начинает менее рьяно отнимать и больше отдавать — обычно это происходит примерно в трехлетнем возрасте. Дело не в том, что о необходимости делиться ему все время напоминает мать, а в том, что у него развилось доброе чувство — радости, приязни — к другим детям.
Другой жизненно важный элемент — это сильное желание ребенка как можно больше походить на родителей.
Дети сами усиленно работают над своей цивилизованностью, чувствуя родительскую любовь и подражая старшим, однако, как все вы знаете, роль родителей все равно очень велика. Родители должны постоянно удерживать ребенка на верном пути, прибегая к твердости. (То есть не наблюдать пассивно, как малыш что-то ломает, чтобы потом наказать его за это.) К наказанию надо прибегать (если без него нельзя обойтись) только изредка, когда вы ничего не добились обычной твердостью. Возможно, ваш ребенок попробует на прочность запрет, наложенный два месяца назад, возможно, он обозлен и безобразничает намеренно, возможно, раз-бил или сломал по глупой неосмотрительности дорогую вам вещь. А бывает, что он всего лишь нагрубил вам в момент, когда вы испытываете напряжение по совсем другой причине, или чудом не попал под колеса машины, засмотревшись в сторону. Вы кипите праведным возмущением. В такой ситуации вы либо наказываете ребенка, либо к этому близки.
Лучшая проверка действенности наказания — добиваетесь ли вы того, чего хотите, без нежелательных последствий. Если наказанный ребенок возмущен, отбивается, ведет себя еще хуже, чем раньше, значит, наказание было бессмысленным. Если ребенок убит горем, значит, вы переусердствовали. Причем каждый ребенок реагирует на наказания по-своему.
У ребенка старше шести лет уже развито чувство справедливости, и он не выступит против разумных санкций. Однако я бы не увлекался наказаниями по принципу «натворил- расплачивайся» до шести лет, а до трех лет вообще бы к ним не прибегал. Не надо развивать у малыша тяжкое чувство вины. Задача родителей — не давать ему оступаться, а не изображать сурового судью.
Старайтесь избегать угроз: они ослабляют дисциплину. Как будто разумно предупредить: «Выедешь еще раз на велосипеде на мостовую — отберу велосипед!» Но угроза — это в некотором смысле вызов: угрожая, вы предполагаете возможность ослушания. На ребенка произведут большее впечатление ваши слова о том, что ему нечего делать на мостовой, если он по опыту знает, что у матери слово не расходится с делом. С другой стороны, если вы видите необходимость решительных мер вроде лишения велосипеда на несколько дней, то предостеречь невредно.
Родителям, не справляющимся с детьми или часто прибегающим к наказаниям, нужна помощь. Некоторым родителям очень трудно контролировать своих детей. Они жалуются, что дети не слушаются, что они плохие. Глядя на такого родителя (будем условно пользоваться словом «мать»), сразу видишь, что она не прилагает настоящих усилий, даже если очень хочет и считает, что делает все возможное. Она просто угрожает, ругает, наказывает. Либо ее угрозы никогда не реализуются, либо, наказывая, мать все равно не добивается выполнения своих требований. Бывает, что мать один раз заставляет ребенка послушаться, но уже через пять-десять минут смотрит сквозь пальцы на непослушание того же рода. Иногда мать, ругая или наказывая ребенка, не может удержаться от смеха, иногда просто кричит ребенку, что он плохой, или при нем спрашивает у соседки, видела ли та когда-нибудь подобных безобразников.
Такие родители неосознанно ожидают от ребенка продолжения плохого поведения и ничего не могут против него предпринять. Сами того не ведая, они подталкивают ребенка к непослушанию.